Предания и легенды

Расположенный на стыке двух континентов, в самом центре многообразия культур, религий, традиций, и объединивший в одну общность многочисленные народы, проживающие на этой территории с незапамятных времен, Оренбургский край представляет собой настоящую сокровищницу преданий, былин, сказок и легенд – только успевай слушать и запоминать.

 Эти предания связаны с разными персонажами – собирательными образами и вполне реальными личностями, географическими объектами и сооружениями, святыми местами, источниками, иконами…

Ярким примером бесценного наследия Оренбуржья являются былины и сказки уральских казаков, заселивших правую сторону реки Урала еще в конце XVI века.  

КазаквЛегендыВольнолюбивые и независимые, казаки вплоть до XVIII века жили обособленно, общиной. Их жизнь была беспокойной. Казакам приходилось вести упорную борьбу, защищая освоенный ими край от кочевых племен, от посягательств на их свободу со стороны российского правительства. Самодержавная власть с настороженностью относилась к казакам – «беглым холопам», стремилась подчинить их своему влиянию.

Своеобразие жизни казаков обусловило формирование и развитие их культуры, воплощенной, прежде всего, в устно-поэтическом творчестве – казачьем фольклоре, являющемся частью общерусского фольклора и сложившегося на общерусской фольклорной основе, на ее поэтических традициях и жанрах.

Эпические песни казаков органически связаны с общерусской былинной традицией, но имеют свои особенности.

Ни одному из собирателей не удалось найти на Урале былины с полным сюжетом. Зафиксированы остатки былинной поэзии: «Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле», «Добрыня и Маринка», «Как на том дубу» и др.ДобрыняиМаринка

Но это не отрывки классических былин, а особые песенные формы, отдельные сцены и картины, сходные с условиями казачьего быта. Всю жизнь казаки проводили в военных походах и на рыбных промыслах, служили на форпостах и пикетах. Условия подвижной жизни и напряженного труда не создавали обстановки для неторопливого повествования, известного в северной традиции. У казаков выработалась манера хорового исполнения былин, которая не располагала к развернутому и длительному песнопению. Казаки разрабатывали один фрагмент или общее место, или эпизод из жизни богатыря.

Наиболее популярным былинным героем у уральских казаков стал Добрыня, образ которого им близок и понятен. Добрыня в общерусском эпосе – богатырь-семьянин, посвятивший себя долгу защиты отечества. Поэтому он, как и казак, должен покинуть дом, семью, родимый край и нести пограничную службу.

 

Былина уральских казаков

Как по славному по городу по Киеву,

Да по большой, славной, по славной улице по Маринкиной,

По большой славной улице Маринкиной.

Ох, да, ох, у Маринки под окошком

Два голубчика сидят,

У Маринки прямо под окошком

Два голубчика сидят.

Они сидят все смеются,

Да и улыбаются,

Они гулятся, смеются, еще улыбаются,

Да, ох, над самим, да над Добрыней

Они посмехаются.

Над самим, да только,

Только над Добрыней они посмехаются.

Да, ох, и показалося да ну Добрыне,

Ему за досадушку.

Показалося Добрыне за досадушку,

Да, ох, да за досадушку.

Ох, да за такую, эх, да за великую.

Показалося Добрыне только за великую.

Ой, да вынимал, эх, да наш Добрыня

Из колчана туго - тугой лук.

Вынимал наш Добрыня

Из колчана тугой лук,

Эх, да натягивал все тетевочку,

Он да все шелковую.

Вот натягивал Добрыня,

Он тетевочку, да, эх, натягивал,

Он, Добрыня, он да все каленую стрелу.

Вот натягивал Добрыня, он каленую стрелу,

Он убивал, верно, наш Добрыня

В гнезде голубка одного.

Убивал наш Добрыня,

Он сизого голубя.

Он да не голубя убил -

Чародея погубил.

Источник: https://www.orenipk.ru

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Решите пример:

По теме

    Войти

    Login form protected by Login LockDown.


    Войти с помощью: 

    Забыли пароль?