Святые пещеры

СорокПещерыСорокинские пещеры в Пономаревском районе

До сих пор местные жители хранят в памяти рассказы предков о необычном обитателе пещер в Пономаревском районе. В 1889 году послушник Киево-Печерской лавры, Ермолай Федосеев, решил уйти и поселиться в одиночестве, в пещерах недалеко от Сорокина.

Здесь Ермолай начал жить и молиться. Он построил четыре комнаты правильной прямоугольной формы, по стенам располагались иконы. Многие крестьяне приходили к нему за советом и молитвой.

Нередко жители слышали молитвенное пение Ермолая и крестьян. Но на старца начались гонения, так как церковь считале его своим конкурентом. Он даже не избежал тюремного заключения. Аскет со своими приверженцами хотел построить еще и часовню с кельями. Но ему не позволила это сделать полиция. В итоге Ермолай Федосеев умер, а сорокинские пещеры засыпали землей в 1918 году.

Даже после смерти старца верующие приходили к засыпанным землей пещерам молиться. Есть легенда, в которой говорится, что до пещер докопаются только три верующих человека. А в настоящее время сорокинские пещеры молча хранят свои тайны.

Урочище Святой каменьСвятКамень

Урочище Святой камень, или гора Алеутас, представляет собой глыбы кварцевых песчаников высотой до 2,5 метров. С древних времен и до наших дней эта гора считается священной, до сих пор местные жители (в основном казахи) чтут священное место. Это достаточно большое образование камней язычники считали алтарем, на который приносили дары и совершали молитвы.

Урочище Святой камень на самом деле – это развалы глыб темно-бурого кварцевого песчаника (высота до 2,5 метров) на территории 120 квадратных метров. Из расщелин этих глыб растут березы.

Расположен этот памятник природы Соль-Илецкого района в междуречье Куралы и Бердянки, в 10,5 км к юго-востоку от села Перовка.

Легенда гласит, что Святой камень – это место, где похоронена неземной красоты девушка. Большой монолит из гранита, возвышающийся над ее могилой – это окаменевший от горя отец девушки, знатный бай. Над этим местом постоянно кружит орел, в которого превратился влюбленный в красавицу юноша. С языческих времён до наших дней гора почитается у местных жителей, особенно казахов, и используется как святилище.
Долгое время было принято оставлять здесь жемчужины, а позже – деньги, которые символизировали человеческие слезы. Еще одна традиция, связанная с посещением этого места, популярна до сих пор: туристы повязывают ленточки на ствол березы, растущей из трещины в камнях. Считается, что у Святого камня можно загадывать желания, и, если ленточка истлеет, то желание непременно исполнится.

С высоты горы Алетаус открывается великолепный вид на березовые рощи. Деревья удивляют путешественников своими неестественными формами, поскольку в этих местах нет ни одной ровной березы.

Гора Алеутас официально зарегистрирована как памятник природы. Так же это место является достопримечательностью, потому что на темно-бурых кварцевых крупнозернистых песчаниках присутствуют отпечатки растений юрского периода мезозойской эры, которая закончилась пятьдесят миллионов лет назад.

Атаманскаягора Атаманская гора (Атаманские горы)

Атаманские горы – отроги Общего сырта – находятся в 5 км на север от Бузулука. Один из исследователей Бузулукского края К. Евлентьев, оставивший в наследие «Сказания о Бузулуке», называет весь комплекс этих возвышенностей во множественном числе – Атаманскими горами, и свидетельствует, что именно от их подножия брали превосходный строевой лес на постройку новых домов в Бузулуке после пожара 1785 года.

Писатель П. Завьяловский пишет об Атаманской горе в единственном числе. Скорее всего, более точен К. Евлентьев, поскольку в здешней местности имеются топонимы, связанные со словом «атаманский», но относящиеся к разным возвышенностям. К примеру, на одной из них существует Атаманский ключ или родник, рядом с которым был основан мужской Спасо-Преображенский монастырь.

На вершине другой горы в зарослях кустарника расположена овеянная легендами Атаманская пещера, вырубленная в красноцветных песчаниках. В воспоминаниях бузулучанки Павлы Александровны Логачёвой упоминается легендарный разбойник с Поволжья – Иван Кольцо, который, по старинному преданию, некоторое время жил и скрывался с товарищами в пещере на этой горе.

Атаман Иван Кольцо – историческая личность, реально существовал в XVI веке, ходил и сибирский поход с Ермаком. Именно его в 1582 году отправил Ермак Тимофеевич к царю Ивану Васильевичу Грозному, «ударить челом» завоеванным Сибирским Царством. Следовательно, если предание содержит долю истины, Иван Кольцо вполне мог жить здесь задолго до основания города Бузулука.

Город-крепость Самара была основана в 1586 году, и, конечно же, с того времени русские люди проникали в эти богатые, малообжитые места.

Согласно другому преданию, солдат Бузулукской крепости Иван Монахов после очередной публичной порки за нерадение в службе сбежал на гору, где нашёл приют в одной из многочисленных пещер. Затем он сколотил ватагу из татар и башкир и нападал на обозы и купеческие караваны, шедшие из Азии через Россию в Европу. Награбленное прятал в тайниках на горах. Иногда Ванька беспокоил набегами даже Бузулукскую крепость.

Главаря так и назвали – «Ванька Монах», а горы, где он прятал награбленное, «Атаманскими». «Атаман» – древнерусское заимствование из тюркских языков, означающее «большой отец, отец людей, главарь». Именно поэтому казаки называют атамана «батькой».

Источники: https://www.orenobl.ru, https://ru.esosedi.org, https://www.russia-open.com, https://www.samaragid.ru, https://obraz56.ru

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Решите пример:

По теме

    Войти

    Login form protected by Login LockDown.


    Войти с помощью: 

    Забыли пароль?